Вы здесь

Конституционно-правовой статус ребенка

Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации

 

Впервые на межгосударственном уровне проблемы защиты прав ребенка были рассмотрены Лигой Наций в 1924 году с принятием Женевской декларации прав ребенка, в которой провозглашались меры, необходимые для предупреждения эксплуатации детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были сформулированы десять социально-правовых принципов для защиты детей и их благополучия. В Декларации сказано, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

Время, прошедшее после принятия Декларации прав ребенка, показало, что необходимы более эффективные правовые меры, регулирующие защиту детей и семьи, дети должны содержаться и воспитываться в атмосфере счастья, любви и понимания.

Потребность в придании защите прав детей силы международных юридических норм реализовалась в ходе разработки Конвенции о правах ребенка, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, подписана от имени СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

Конвенция (от лат. conventio - договор, соглашение) в отличие от декларации имеет обязательную силу для государств, которые к ней присоединились (подписали, ратифицировали).

В статье 1 Конвенции сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Государства-участники, присоединившиеся к Конвенции, обязаны уважать и обеспечивать все права ребенка, предусмотренные Конвенцией, без какой-либо дискриминации независимо от любых оснований и обстоятельств.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка является первоочередным для деятельности в отношении детей всех государств или частных учреждений, в том числе судов, административных и законодательных органов.

Защита и забота, необходимые для благополучия ребенка, включают в себя соблюдение прав и обязанностей родителей, опекунов или других лиц, а также учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту (статья 3 Конвенции).

Конвенция закрепила право ребенка на жизнь и обязанность государства в максимально возможной степени обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка.

Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

В соответствии со статьей 18 Конвенции государства-участники устанавливают ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка и оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

Определенным аргументом в пользу создания в России ювенального права, как новой юридической отрасли и науки, является статья 19 Конвенции, которую приводим полностью:

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Из текста статьи 19 Конвенции видно, что защита ребенка требует законодательных и административных мер, подготовкой которых могут и должны заниматься специалисты в области ювенального права. Социальные и просветительские меры также предусматривают соответствующее правовое регулирование.

В Конвенции признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и подчеркивается, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государства в пределах своих возможностей оказывают помощь родителям в воспитании детей и, в необходимых случаях, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (статья 27 Конвенции).

Признание права ребенка на образование в Конвенции согласовано с обязанностью государства:

- ввести бесплатное и обязательное начальное образование;

- поощрять развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального;

- обеспечить доступность всех видов образования, включая высшее образование;

- принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу, и другие меры.

Весьма важным положением в Конвенции является определение содержания образования, которое должно быть направлено на:

развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

воспитание уважения к окружающей природе.

Такое подробное перечисление в Конвенции содержательных компонентов образования можно объяснить необходимостью формирования общих точек соприкосновения во взаимоотношениях между народами и государствами.

Взаимопонимание, как между гражданами внутри государства, так и на межгосударственном уровне общения, возможно только при наличии общих нравственных ценностей, уважении своих прав и аналогичных прав, принадлежащих другим народам, одинаковом понимании добра и зла. Решающая роль в достижении указанных задач принадлежит образованию.

Конвенция обязывает государства защищать ребенка от всех форм эксплуатации: экономической, сексуальной и иных форм; от вовлечения в незаконное употребление наркотических средств и психотропных веществ, от пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращений и наказаний.

Статья 40 Конвенции регулирует вопросы отправления правосудия в отношении ребенка, которые более подробно рассматриваются в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах), о чем имеется ссылка в преамбуле к Конвенции.

Согласно статье 44 государства-участники обязуются представлять Комитету по правам ребенка через Генерального секретаря ООН доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав (в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника и впоследствии через каждые пять лет).

Конвенция о правах ребенка обобщила самые передовые и гуманные идеи и взгляды на детей, семью, образование и воспитание, а также на роль государства по обеспечению прав и свобод ребенка. У мирового сообщества появился качественный эталон правового регулирования защиты законных интересов ребенка и обеспечения его благополучного развития. Присоединение к Конвенции и соблюдение ее норм является эффективным критерием оценки реальной политики любого государства по вопросам защиты прав ребенка.

Конституционно-правовой статус ребенка - это комплекс прав, свобод, обязанностей и ответственности ребенка, установленных Конституцией и конституционными законами Российской Федерации.

Федеральные законы и подзаконные акты, а также законы и подзаконные акты субъектов РФ более детально регламентируют конституционные нормы, определяющие конституционно-правовой статус ребенка.

Федеральное законодательство может расширять и вводить некоторые ограничения в конституционно-правовой статус ребенка, определяя порядок и условия действия конституционных норм. В свою очередь, законы субъектов РФ могут лишь расширять права ребенка по сравнению с федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации всего несколько статей, в которых содержатся понятия «дети» и «детство».

Это часть 2 статьи 7, где сказано, что в Российской Федерации  обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

В статье 38 говорится, что материнство, семья и детство находятся под защитой государства (часть 1), забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2), трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (часть 3).

Часть 1 статьи 39 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В статье 43 закреплено право каждого на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Также в статье 43 устанавливается право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, закрепляется обязательность получения основного общего образования и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

В пункте «ж» части 1 статьи 72 Конституции содержится положение о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Остальные нормы Конституции Российской Федерации в полной мере распространяют свое действие и на ребенка. При этом в данных нормах термин «ребенок» не упоминается, а используются термины «гражданин», «каждый», «никто», «человек», «потерпевший», «малоимущий», «обвиняемый» и др.

В статье 15 разъясняется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

02 сентября 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).